МЕХИКО. Доминирование одного гонщика – обычное дело в Формуле-1, но это не значит, что его легко достичь. Многие из великих игроков провели сезон — или несколько сезонов — в непревзойденной форме, но легкость, с которой падают победы, всегда противоречит тяжелой работе, с которой они были достигнуты.
Для ныне двукратного чемпиона мира Макса Ферстаппена его первый сезон полного доминирования пришелся на относительно молодой возраст 25 лет. один сезон.
Предыдущий рекорд в 13 очков был установлен в 2004 году Михаэлем Шумахером, когда он доминировал в Ferrari, а в 2013 году его повторил Себастьян Феттель, выступавший за Red Bull. Поскольку до 2022 года осталось две гонки, есть все шансы, что Ферстаппен поднимет планку до 16.
Не то чтобы сам человек интересовался цифрами.
«Меня никогда особо не интересовала статистика, — сказал Ферстаппен после победы в Мексике. «Я просто живу настоящим, стараюсь делать все возможное каждый уик-энд.
«Я стараюсь побеждать в гонках — для меня это самое важное, что, когда я иду домой, я могу сказать себе, что я максимально эффективен, и если я близок к этому, я счастлив.
«Но многое в Формуле-1 зависит от всего пакета, и у нас есть отличный пакет. [right now]. Я просто наслаждаюсь моментом и не заинтересован в том, чтобы следить за каждой статистикой.
«Но, конечно, это был удивительный сезон, и, конечно же, я очень счастлив, выиграв так много гонок».
Как уже отмечал Ферстаппен, сравнение рекордов разных эпох в Формуле-1 чревато несоответствиями. Шумахер одержал свои 13 побед в сезоне из 18 гонок, Феттель одержал свою победу в сезоне из 19 гонок, а Ферстаппен одержал свои первые 13 побед в 2022 году в периоде из 20 гонок, прежде чем занять 14-е место в 21-й гонке года.
Но хотя сезон Ферстаппена может быть статистически менее впечатляющим (осталось две гонки), у него, возможно, была менее доминирующая машина, чем у Шумахера и Феттеля в их рекордные годы. Более того, он одержал ряд из своих 14 побед более зрелищным образом.
В то время как Red Bull явно является классом поля на этом этапе сезона, Ferrari представляла реальную угрозу для побед в каждой гонке в первых этапах 2022 года. Глядя на это с одной стороны, можно утверждать, что итальянская команда одарил Ферстаппена дополнительные победы — особенно в Испании, когда Шарль Леклерк сломался, а затем во Франции, когда Леклерк потерял лидерство, — но контраргументом является то, что Ферстаппен всегда имел возможность воспользоваться преимуществом.
Что еще более впечатляюще, он выигрывал гонки с низких позиций на стартовой решетке, что редко случалось с другими Феттелем и Шумахером. Феттель выиграл все свои 13 гонок в 2013 году, находясь в первом ряду стартовой решетки, в то время как Шумахер выиграл 11 из 13 своих первых двух позиций в стартовой решетке. Ферстаппен, однако, выиграл шесть из своих 14 позиций в сетке за пределами двух лучших, и две из них были на 10-м и 14-м местах в сетке в Венгрии и Бельгии.
На первый взгляд, это может негативно отразиться на его квалификационных результатах, но все три его самые низкие позиции в стартовой решетке, которые привели к победам, были в гонках, где у него были либо штрафы на стартовой решетке за замену компонентов двигателя (Италия и Бельгия), либо проблема с силовым агрегатом в квалификации (Венгрия). ).
Кроме того, у Ferrari была более быстрая машина в квалификации в ряде гонок этого года, чего не было у соперников Феттеля и Шумахера, когда они доминировали. Это означает, что Ферстаппену пришлось упорнее бороться за заработанные им стартовые позиции в первом ряду, и чтобы подчеркнуть этот момент, удивительная статистика этого года состоит в том, что у Леклера средняя стартовая позиция выше (2,65), чем у Ферстаппена (2,70), а также он обеспечивает девять полюсов против семи у Ферстаппена.
Опять же, сравнение эпох далеко от совершенства, но нет сомнений, что Ферстаппен уже вошел в число величайших гонщиков в этом виде спорта, и его карьере еще предстоят многие плодотворные годы. Босс его команды Кристиан Хорнер, который может напрямую сравнить новоиспеченного двукратного чемпиона с четырехкратным чемпионом Феттелем, в воскресенье вечером дал достоверную точку зрения на них двоих.
«Это два очень разных гонщика, два феноменально успешных гонщика, и я думаю, что то, чего Себастьян добился в своей карьере, ставит его в число великих и самых успешных гонщиков в этом виде спорта», — сказал он в воскресенье вечером в Мексике. «Но я думаю, Макс, то, что мы видим сегодня и в этом году, на самом деле мы являемся свидетелями чего-то особенного.
«Иногда я думаю, что его достижения, возможно, не получают должного одобрения, потому что в этом году мы стали свидетелями абсолютно выдающейся работы гонщика, который находится на вершине своей игры».
На вопрос, было ли выступление Ферстаппена самым впечатляющим гонщиком за весь сезон, которого Хорнер видел, он добавил: «Мерседес доминировал на протяжении многих лет, но как индивидуальный гонщик я думаю, что да.
«Он выиграл наибольшее количество Гран-при за год в 21 гонке. Кроме того, он выиграл две спринтерские гонки, и не все из них он выиграл с поула.
«Ему пришлось бороться и участвовать в гонках за многими из этих побед. Когда мы оглядываемся на конец года, это абсолютно выдающийся год, который провел Макс.
«Он не ошибся. Он был идеален на протяжении всего сезона, и просто невероятно, какого уровня стабильности он смог достичь».
Конечно, это мнение очень гордого босса команды с естественно предвзятой точкой зрения, но даже если Ферстаппен завтра уйдет в отставку, будет трудно отрицать его позицию среди лучших гонщиков в истории Ф1 после выступления в этом году.
Будут некоторые, кто укажет на нарушение Red Bull прошлогоднего предела затрат как на причину, чтобы уменьшить достижение Ферстаппена в 2022 году. не свести на нет свое преимущество над остальными игроками. Нравится он ему или нет, но выступление Ферстаппена в этом году было поистине исключительным.
Был ли у Мерседес способ испортить вечеринку?
В начале воскресного Гран-при Мексики казалось, что Mercedes может бросить вызов Ферстаппену за победу. Тем не менее, агрессивная и, в конечном счете, правильная стратегия шин Red Bull выиграла гонку и позволила Ферстаппену максимизировать производительность своей машины.
В конце концов, перед гонкой в Mercedes считали, что стратегия одной остановки на мягких и средних шинах будет более маргинальной, чем она оказалась, и ее более консервативная стратегия на средних жестких шинах исключила обоих гонщиков из борьбы. Это не первый раз, когда команда неправильно оценивает шины в этом году, но это полностью подкосило Льюиса Хэмилтона и Джорджа Рассела, что, по признанию команды, было их лучшим шансом на победу в этом году.
Решение начать гонку на шинах среднего размера было принято в расчете на то, что это даст гонщикам максимальную гибкость между одной и двумя остановками. Но чуть более прохладные погодные условия в воскресенье означали, что мягкая шина оказалась более эластичной, чем ожидалось, и ее можно было использовать как часть единой стратегии, которая, по мнению Mercedes, была невозможна перед гонкой. Наряду с мягко-средней стратегией Red Bull несколько гонщиков использовали средне-мягкую стратегию, но это не вариант для Хэмилтона, который уступил бы позицию второго Red Bull Серхио Переса, если бы он продлил свое первое пребывание на трассе. среды достаточно долго, чтобы в конце можно было переключиться на менее эластичную мягкую шину.
Хэмилтон признает, что он знал, что шансы против него складываются в тот момент, когда покрышки оторвались от машин на стартовой решетке.
«Я думаю, что в конечном итоге они все еще имеют преимущество», — сказал Хэмилтон. «Они все еще немного быстрее.
«Возможно, сегодня мы были ближе всех, чем когда-либо, и, возможно, если бы мы были на одной шине, возможно, это было бы пару десятых на круге. Но они довольно быстры на прямой и не проигрывают в поворотах. Я был на его буксире и изо всех сил старался не отставать, так что у них определенно есть немного больше в баке, чем у нас.
«Но мы приближаемся. Думаю, если бы мы стартовали на мягком, возможно, я бы отставал на такое же расстояние в том первом отрезке.
«Возможно, мы бы попробовали андеркат, и, в конечном счете, было бы гораздо приятнее попробовать что-то подобное. Но, да, задним числом — это здорово. Я просто благодарен за прогресс, которого мы добились как команда, и тот факт, что что мы сейчас находимся между Red Bulls. Я думаю, что это здорово».
Если бы «Мерседес» стартовал на мягком автомобиле, в гонке все зависело бы от того, кто лидирует в первом повороте. Если бы Mercedes опередил Ферстаппена одним из своих гонщиков, что казалось маловероятным независимо от выбора шин, учитывая прямолинейные характеристики Red Bull, победа могла бы быть возможной.
Mercedes считает, что он был примерно на 0,2 секунды на круг медленнее, чем Red Bull по гоночному темпу, что могло бы быть достаточно небольшим дефицитом, чтобы сохранить лидерство, если бы Хэмилтон опередил Ферстаппена на первом круге. Но если «Мерседес» окажется позади Ферстаппена в первом повороте, это также будет достаточно большим недостатком, чтобы гарантировать, что позже в гонке будет очень мало шансов выйти вперед.
«Я не думаю, что мы смогли бы обогнать их, потому что отрыв был бы слишком большим», — сказал босс Mercedes Тото Вольфф. «Использование мягкого среднего, возможно, дало нам небольшое преимущество в первом повороте, но с Льюисом снаружи никогда не знаешь, как бы все сложилось. Но да, с этой стратегией мы были бы ближе».
Вполне вероятно, что Mercedes будет менее конкурентоспособен по сравнению с Red Bull в последних двух гонках, и ожидается, что Ferrari также вернется в лидеры. Высота Мехико, расположенная на высоте более 2200 метров над уровнем моря, была ключевым фактором в производительности Mercedes и ее отсутствия у Ferrari в воскресенье.
«Мерседес» исключительно хорошо показал себя на трассах, где штраф за аэродинамическое сопротивление сведен к минимуму, как это было в Мексике, в то время как относительно небольшой турбонагнетатель «Феррари» — элемент конструкции двигателя, который никогда не подвергается воздействию насыщенного воздуха на большинстве других трасс — означает он не мог выдавать нормальную выходную мощность в разреженном воздухе Мехико.
Тем не менее, умные деньги остаются за Ферстаппеном, который увеличил рекорд по победам в сезоне до 16 в последних двух гонках сезона.